В современное время сотовая связь сильно распространена, она проникает везде, даже в самых далеких уголках. Человек имеет возможность пользоваться телефоном в кинотеатрах, машинах, поездах, магазинах, метро. Единственное место, где невозможно использовать сотовую связь в полном объеме – в небе. Активные деловые граждане летают самолетами. Речь идет о банкирах, бизнесменах, дипломатах. Все они довольно часто разговаривают по телефону, звонки, сообщение, проверка электронной почты и выход в интернет осуществляются часами. Благодаря сотовой связи человек стал мобильным. Но когда люди оказываются на борту самолета, они остаются без рук. Несколько часов человек теряет связь с миром.
Сотовая связь возникла в 1980 году, в этот же период на пассажирском самолете оказалось возможным делать голосовые вызовы. Это представилось при помощи бортовых беспроводных телефонов. До сегодняшнего дня большинство авиакомпаний дают возможность осуществлять звонки в период полета. А пассажиры в первом классе получают персональный телефон на период полета. Но такого рода сервис не дает тех возможностей, какие предлагает сотовая связь. Бортовые телефонные системы не дают возможность выходить в интернет. А ведь сейчас это основной атрибут жизни. Так как телефон общедоступный, то нет персонифицированности телефона. Здесь человек не может использовать все приложения, настройки, адресную книгу. С личным телефоном это все возможно.
Но что не дает использовать сотовую связь в телефоне? Здесь присутствуют определенные законодательные барьеры, проблемы с безопасностью и эффективностью в экономике. В самолете используется радиосвязь. Следовательно, может возникать интерференция между сотовой связью и бортовых систем. Речь идет о взаимном влиянии. Это говорит о том, что возникают помехи в функционировании радиоустройств. Следовательно, это способствует появлению внештатной ситуации. Это оказывает влияние на безопасность полета. Большинство скептиков уверены, что все системы в самолете надежные, на них не оказывают влияние внешние радиоустройства. Даже применяются различные частотные диапазоны. Но если обратить внимание на факты, то информация здесь немного другая. За пять лет зарегистрировали 20 происшествий на рейсах. Их причинами было применение сотовой связи. Таким образом, многие государства запретили включать телефоны на борту самолета. Это связано с безопасностью полетов. Кроме того, сотовую связь в самолете запрещают из–за угрозы терактов. В основном с помощью отправления сигнала на мобильный телефон дистанционным методом активирую взрывы. А после теракта 11 сентября в Америке это стало еще одной серьезной причиной запрета на сотовую связь.
Но как бы там ни было, сотовая связь взяла верх. В 2008 году компания Emiraes Airline дает возможность собственным пассажирам осуществлять голосовые звонки и заниматься отправкой сообщений при полетах. Далее еще определенные компании разрешили использовать сотовую связь в период полета. Это связано с тем, что отсутствуют четкие доказательства того, что сотовая связь оказывает влияние на бортовые системы. Ведь для таких доказательств следует проводить продолжительные исследования в комплексе, а их еще не проводили.
Каким образом функционирует сотовая связь в самолете? Чтобы обеспечит радио покрытие, в салонах самолетов используются пико базовые станции. Если говорит о земле, то базовые станции применяются, чтобы улучшить покрытие в офисах, супермаркетах и торговых центрах. Это антенна и приемопередатчик, они объединяются в маленьком корпусе. Его вес составляет 1 кг, достаточно просто устанавливается в салоне на стене. Чтобы сигнал передавался от базовой станции к другой сети, используются каналы спутника. Существует только такой вариант. Основная проблема как раз связана с этим, потому что спутниковая связь считается очень дорогой. Телекоммуникационный рынок не считает это привлекательным.
Но большинство авиакомпаний пользуются сотовой связью в самолете. У операторов свой интерес в рекламе услуг, а собственники авиакомпаний стараются дать своим пассажирам максимум сервиса. Но в целях безопасности использование сотовых телефонов все – равно ограничивается. Есть авиакомпании, которые позволяют пользоваться интернетом и сообщениями. Некоторые просят пассажиров выключить телефоны в период взлета и посадки. В Америке разрешается пользоваться телефоном в самолете, когда он еще не в воздухе.
Таким образом, видно неоднозначное отношение к использованию мобильных телефонов в самолете. Важным моментом является тот, что сегодня довольно сложно быть изолированным от внешнего мира даже на протяжении нескольких часов. Следовательно, сотовая связь будет дальше просачиваться в аэроперевозки все настойчивее.